Десятки тысяч россиян владеют недвижимостью в Черногории, но маклеры уже несколько лет наблюдают за уменьшением интереса к этому курорту
Экономический кризис, а также политика правительства Черногории играют в этом важную роль.
Такого теплого и приятного ноября еще никогда не было в жизни Анны. Шикарно одетая россиянка радуется тому, что она до сих пор может босиком гулять по Словенском пляжа. Ее сын вообще купается, ведь температура воды все еще составляет около 20 градусов.
Уже четыре года прошло с тех пор, когда Анна и ее муж купили себе квартиру на черногорском курорте Будве. Теперь семья поочередно живет в холоде Западной Сибири и в теплой Адриатике. «Шесть месяцев мы здесь, а затем шесть месяцев в Новосибирске, говорит молодая мать, подталкивая качели. Мы приехали сюда из-за климата и хороших людей. Это классно для детей, им здесь нравится».
Земельные участки, апартаменты, бунгало но эта русская семья скорее отличается от большинства своих соотечественников. Ведь интерес к недвижимости на черногорском побережье в прошлые годы сильно уменьшился. В то же время, несмотря не то, что многие местные жители видят, что бум уже позади, повсюду происходит интенсивное строительство. Многоэтажные дома и гостиницы прорастают из земли, старые здания освобождают место новым и большим. Уже много лет никто не занимается здесь эстетикой. Красное или зеленое, из камней или стекла не важно. Главное, чтобы здания в городском хаосе Будвы предлагали достаточно площадей для потенциальных покупателей. На рекламном щите перед торговым центром видно, что надежда на прежние прибыли еще остается. На нем надпись на русском «Недвижимость».
«Однако теперь россияне все чаще предпочитают продать свою недвижимость. Они пытаются при этом получить хотя бы примерно столько же денег, сколько они заплатили», рассказывает Душан Ранкович, который руководит агентством недвижимости в Будве. Шестидесятилетний мужчина еще хорошо помнит золотые времена десятилетней давности, когда россияне заходили в двери его агентства непрерывным потоком. «Все говорили, что такого замечательного моря не найти больше нигде в Европе. Кроме того, мы понимаем друг друга очень хорошо наши языки являются славянскими», говорит Ранкович. Россиянам были нужны виллы, земельные участки, апартаменты, бунгало. Цены стремительно росли, местное население потирало руки. «Большинство покупателей мало при себе минимум 150 000 евро. Тогда этого хватало на двухкомнатную квартиру в Будве».
Местная пресса сообщала скорее об олигархах и звезд уголовного мира, оставляли свои яхты на зимовку в черногорских гаванях и транжирили деньги в казино. Но «рядовые» покупатели принадлежали преимущественно к зажиточному среднему классу, говорит экономический аналитик Анна Нивес-Радович. «Подъем российской экономики сделал и для этих людей возможным приобретение второго дома за границей. Они покупали обычные квартиры, где также и их друзья могли бы проводить отпуска летом». Просто сдавали эти квартиры в аренду.
«Они чувствуют себя желанными гостями»
Объединение российской диаспоры в Черногории предполагает, что россияне владеют не менее 70 тысячами объектов недвижимости в стране. Или это соответствует действительности, не знает даже Предраг Елушич. Государственный секретарь в министерстве туризма просит обращаться в службу по вопросам недвижимости, которая на протяжении длительного времени не реагирует на запросы. Но Елушич знает наверняка, что российский рынок является важнейшим для его страны. К сентябрю в Черногории зарегистрировалось 320 000 посетителей из России наибольшее количество с отрывом от всех других стран. «Русские чувствуют здесь себя желанными гостями, учитывая исторически хорошие отношения, не удивляет», говорит Елушич. Кроме того, в Черногории есть привлекательные пляжи, к каждому из которых на авто можно добраться не более чем за 2:00.
Доходы от туризма составляют около четверти ВВП. Таким образом, эта индустрия является важной для 620 000 населения балканской страны, которая, начиная с 2006-го года, существует отдельно от Сербии. Прежде всего тогда, во время референдума, для черногорского руководства было важно, чтобы в страну приходили свежие деньги, рассказывает экономическая эксперт Нивес-Радович. «Рынок был открыт для всех. В отличие от Хорватии, в Черногории покупать землю могли даже иностранцы».
Как и ранее, в Черногории можно найти издание на русском языке.
Но ожидать того, что лихорадка будет продолжаться вечно, было нереально. «Когда пришла первая волна русских, везде можно было увидеть новые здания. Но потом в России было чем обеспокоиться из-за падения цен на нефть и ослабление рубля». Нивес-Радович также считает, что инициатива российского президента Владимира Путина имела свое влияние: два года назад он призвал своих соотечественников продать свою недвижимость за рубежом и скорее инвестировать деньги дома.
«Русские не любят НАТО»
Впрочем, в воздухе висит вопрос, не связан ли отток российских владельцев недвижимости также с черногорской политикой. Независимая Черногория, которой уже 25 лет руководит Мило Джуканович, попеременно занимал кресла президента и премьера, решительно идет так называемым евроатлантическим путем. В Черногории надеются, что уже до конца года получат приглашение на вступление в НАТО. Эта страна присоединилась к санкциям ЕС против России. Многие восприняли это, как разрыв традиционно добрых отношений между двумя странами. «Знаете, россияне совсем не любят НАТО, — продолжил маклер Ранкович. — Они говорят мне, что отношения с черногорцами уже не являются хорошими, как были раньше».
Крсто Никланович говорит о политике неохотно. Он встречает нас в своем известном ресторане «Ядран», прямо на променаде. На столе лежат экземпляры русскоязычного журнала для Черногории. На обложке — Александр Задостанов по прозвищу «Хирург», председатель байкерского клуба «Ночные волки».
«Да, я хорошо его знаю», — говорит Никланович. Но недавно он поссорился со своими российскими друзьями, когда его увидели в рекламном сюжете, в котором Никланович агитировал за вступление в НАТО. Он не знал, что станет героем этого ролика, говорит предприниматель, и даже протестовал против этого. «Я не спрашиваю своих гостей о том, за или против НАТО они, за какую партию они отдают голоса, или к какой национальности принадлежат. Это моя работа». Он считает, что Черногория должна учитывать только на свои экономические и туристические интересы. «Как в бывшей социалистической Югославии: чуть западнее, немного на восток, немного внеблоковости, немного нет».
Россиянка Анна не очень считается с политической ориентации Черногории. Намерения снова продать собственную квартиру и оставить адриатическое побережье она и ее муж не имеют. Но уже скоро шесть месяцев будут позади. Пока Анна качает своего сына на пляжной детской площадке Будвы, она думает о возвращении в Новосибирск. Прогноз погоды для российского города сейчас — солнечно, минус 15 градусов.