Курорты западной Украины

Роскошный курортный парк, или рекреационный оазис Трускавца!

Один из отрезков «цесарского» гостинца проходил через «Долину», которая стала зародышем Трускавецкого курорта, и разделял ее на две неравные части

На запад от сердца курорта простиралась богатая лесистая местность, которая в процессе обустройства и развития курорта стала парково-рекреационной зоной и объектом туристической привлекательности Трускавца.

Десятки лет назад врачи курорта отмечали положительное влияние местности на здоровье человека, рекомендуя чаще приходить сюда для отдыха и прогулок. По их наблюдениям здесь быстро нормализуется кровяное давление, исчезают различные формы аритмии, регулируются расстройства нервной системы и многие другие болезни отступает в этой местности. Ведь именно здесь, в балках рек Вишница и Воротище, сформировались основные исторические источники минеральных вод: «Нафтуся», «Брониславы», «Марии», «Софии», «Эдварда» и «Фердинанда». Ведь именно здесь, завезены и высажены еще в начале ХХ века вдоль терренкуров, растут редкие декоративная растительность, которая наполняет парк кислородом и озоном: сосна Веймутова, скумпия, самшит, уксусное дерево, тис и прочее.

Центр курорту (Долина), поч. ХХ ст.

И этот уголок трускавецкой земли является не только памятником природы, но и местом, где оставила по себе неизгладимый след история Трускавца. Архитектурная застройка курорта представлена в деревянных сооружениях над источниками и прогулочных галереях (не сохранившихся на сегодня), построенных в стиле модерн с элементами «историзма»; монументальные памятники, скульптурные композиции, из которых у каждого своя история…
Созданию комфортных условий для отдыха и прогулок власть на курорте уделяла особое внимание, постепенно осваивая для этого территорию трускавецкого лесопарка, скупая земли у местных владельцев.

Центральна алея курортного парку, поч. ХХ ст.

Еще с середины XIX века на нижней террасе лесопарка стояла круглая, на ступах оперта беседка, где в 1859 году впервые сыграл мелодии известных композиторов военный оркестр из города Ярослава и с того времени каждый день от 5 до 7 часов вечера продолжал исправно выполнять свою развлекательно-художественную роль. В начале ХХ века на этой основе возникла металлическая конструкция, которая продолжала играть роль музыкального павильона.

Нижня тераса курортного парку, поч. ХХ ст.

По руководству трускавецким курортом союзом польских шляхтичей Сапеги и Жултовского (1882-1895) ими заложены основы под большой цивилизованный парк, так необходимый его клиентам. На верхней террасе лесопарке вблизи источника «Мария» обустроен скверик «Адамовка» в английском стиле, названный в честь одного из владельцев курорта Адама Сапеги. В довершение этого проекта, в 1898 году по случаю 100-летия со дня рождения, установлен памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, известного скульптора Фаддея Баронча.

Музыкальный павильон (беседка), нач. ХХ ст.

По главной аллее курортного парка вблизи источника «Бронислава» в 1900 году, на средства благодарной пациентки курорта Княжны Беденевой была установлена Статуя Матери Божьей, которая предоставляла высокую духовность курортному парку, не говоря о рекреационных свойствах этой зоны отдыха.

Памятник Адаму Мицкевичу, нач. ХХ ст.

По специальной Инструкции застройки австро-венгерских курортов (1864), в частности отмечалось, что самыми востребованными на каждом курорте есть прогулочная галерея, которая должна сводиться непосредственно около источников лечебных вод, что обеспечит прогулки отдыхающих в дождливую и ветреную погоду, которые являются необходимыми для усвоения и эффективного действия воды на организм человека. Так, на трускавецком курорте, в верхней части парка, у источника «Мария» в 1896 году появилась прогулочная галерея-павильон (крытый дептак) в стиле модерн в формах «закопанского» стиля, по проекту львовского архитектора. Галицкого и стала одной из лучших на тогдашних карпатских курортах.

Скверик «Адамовка», нач. ХХ ст.

А в 1908 году, по проекту Я. Семковича, на нижней террасе возведена прогулочная галерея у источника «Нафтуся» в «закопанском» стиле.

Статуя Божьей Матери в парке, нач. ХХ ст.

В 1906 году начались работы над Регуляционным планом Трускавца на который было нанесено кадастровое размежевание общественных, курортных и частных границ, запроектированы новые дороги и коммуникации.

Прогулочная галерея (дептак) у источника «Мария», нач. ХХ ст.

Согласно Регуляционного плана, стараниями известного садовода Юзефа Яблонского, проводилась полная модернизация курортного парка в английском стиле, насчитывал площадь на то время 3,5 га., земли под который продолжали скупать у местных крестьян. Территорию парка расформировали на четыре террасы с центральной аллеей для отдыхающих, которые шли до источников «Мария», «Юзя», «София» и «Зося», что было в лесу напротив местности Городище. Проведено трассирование новых терренкуров и урегулированы старые прогулочные тропы курортного парка.

Прогулочная галерея (дептак) у источника «Нафтуся», нач. ХХ ст.

С целью физиологического оздоровления отдыхающих сюда завезли огромное количество разнообразных экзотических растений, кустов, деревьев, которые выполняли роль фито- и озонотерапии. Но перед тем как попасть на карпатские курорты Австро-Венгрии фито материал проходил адаптационный период в Германии, где были созданы необходимые условия. Среди них выделялись пальмы разных видов, которые только на сезон курорта выносились до курортного парка, а в холодное время хранились в специально построенных оранжереях, которых здесь было несколько.

Центральная аллея курортного парка, нач. ХХ ст.

Сочетание богатой растительности, разнообразие мелкого животного мира, целебных источников, дополняется созерцанием исторических памятников культуры и архитектуры, предоставляет курортному парку огромную ценность, как отдыха рекреационной зоны курорта Трускавец в целом.

Галина КОВАЛЬ
директор музея города-курорта Трускавца