Как выжить и быть конкурентным среди глобальной конкуренции между курортами мира, когда границы между странами стираются?
В этом году праздновали 190 лет со дня основания курорта Трускавец. За все эти годы курорт видоизменялся, чтобы всегда быть современным и соответствовать потребностям людей, приезжающих на оздоровление.
В советское время, где действовала система социальных путевок, Трускавец не испытывал недостатка в отдыхающих. Город был общесоюзным центром оздоровления, поэтому был большой поток отдыхающих из огромной территории. Для советского периода большие санатории на несколько тысяч мест были кстати. Поэтому, когда СССР распался, курорт начал испытывать потребность в модернизации.
Стоит заметить, что во времена независимости, основной поток отдыхающих в Трускавец был из восточных областей Украины. Следовательно, война и экономическая нестабильность породили еще один вызов для города-курорта.
Почти 90% отдыхающих в Трускавце — жители Украины и после начала войны это количество людей, которые имели возможность приезжать на оздоровление, намного уменьшилось. К тому же, россияне, которые в свое время занимали первое место по количеству среди иностранных отдыхающих перестали ездить в Трускавец на оздоровление. После отмены системы профсоюзных путевок, роста цен на газ и электроэнергию, стало трудно наполнять санатории «советского типа» на тысячу мест, а состояние этих санаториев требовало немалых инвестиций для модернизации.
Кроме экономических и социальных причин кризиса, еще одна — это изменение вкусов людей, предпочитающих уют и сервис. В Трускавце это поняли, и теперь санатории активно переориентируются на новые стандарты сервиса и услуг.
Сегодняшний клиент является требовательным, он хочет покоя и комфорта, поэтому ему больше нравится небольшие санатории. Кстати, именно такие небольшие комплексы очень любят туристы из Европы. За время независимости появилось больше вилл и отелей, они пользуются спросом, их легче содержать и наполнять отдыхающими. К тому же, они эстетически лучше выглядят и вписываются в архитектуру города.
Начало войны в Украине создало большой кризис в туристическом бизнесе, это почувствовали и в Трускавце. В 2014-15 годах был большой спад отдыхающих, но сейчас можно уверенно сказать, что город вышел из кризиса, так как вовремя переориентировался. Если позапрошлого и прошлого года на первом месте среди стран, граждане которых приезжают в Трускавец на оздоровление, был Азербайджан, Молдова, Беларусь и Польша, в этом году первое место по количеству отдыхающих среди зарубежных стран заняла Польша.
Городские власти много работает с поляками в плане продвижения, чтобы как можно больше поляков знали о возможности курорта. Также есть много городов-побратимов, с которыми Трускавец работает в различных сферах, занимается культурными обменами и пишет совместные проекты. Полякам подходят украинские цены, поэтому вопрос остается только в удобной логистике и качественных дорогах.
Как это всегда бывает в сфере отдыха и оздоровления, вслед за поляками курортом больше заинтересовались немцы и другие европейцы. Тем более, современный курорт предлагает уникальные для мирового уровня возможности оздоровления. Например, в городе расположена международная клиника восстановительного лечения Владимира Казявкина, которая работает по авторским методикам. Результаты лечения впечатляющие, поэтому ее посещают люди из 67 стран мира.
Как сделать Трускавец известным
Чтобы рассказать миру о возможности уникального курорта, городские власти совместно с саниторно-курортными комплексами организует промо туры для иностранных журналистов и туроператоров, посещает туристические выставки, организует разного рода конференции, семинары, круглые столы.
В этом году Трускавец совместно принимал журналистов из Израиля, поэтому, количество отдыхающих из этой страны значительно возросло. Также в этом году приезжали журналисты из Китая, это направление тоже очень перспективно. В сентябре 2017 года до Трускавца приезжала группа руководителей туристических фирм из Объединенных Арабских Эмиратов для того, чтобы подготовить для своих клиентов комплексный туристический продукт отдыха в Трускавце.
Кроме уникальных вод и оздоровления организма (о свойствах вод читайте здесь), в Трускавце уделяют внимание отдыха для души.
Инновации в повседневной жизни
Понятно, что успешный курорт не может развиваться отдельно от инфраструктурного развития города. Следовательно, в Трускавце занимаются тем, чтобы город был удобным как для туристов, так и для самих горожан.
Для того, чтобы быть инновационными, в городе активно сотрудничают с европейскими странами, которые делятся своим опытом. Например, Трускавец плодотворно работает с немцами. У города есть много европейских партнеров, один из них — объединенная земля Ватлинген, что находится в Нижней Саксонии. Благодаря фонду Engagement Global происходят украинско-германские встречи, которые дают возможность обмениваться опытом, изучать европейский рынок и популяризировать Трускавец.
Среди основных приоритетов украинско-германского сотрудничества является написание стратегии развития города с привлечением немецких специалистов, модернизация системы водоочистных сооружений и образовательная отрасль. Еще одним направлением украинско-германского партнерства является организация дошкольного образования для детей с особыми потребностями. Немцы имеют большой опыт в этой области и готовы помочь трускавчан.
Стратегия развития города
Один из важнейших направлений сотрудничества с немцами — это разработка стратегии развития города на 10 лет. Речь идет не просто о скопированной или переписаной стратегии, которая лежала на полочке. Город подходит к стратегии серьезно, поэтому в этом году искало средства на то, чтобы привлечь команду специалистов для разработки реальной прикладной стратегии. Работа над стратегией — процесс длительный, требует сбора информации, проведение общественных слушаний и планирования. Немецкие эксперты согласились принять активное участие в создании этого важного документа, имеет большую ценность, ведь они знают Европу изнутри, а Трускавец в своей стратегии хочет ориентироваться именно на Европу. Уже есть предварительные договоренности с представителями Академии менеджмента города Целле, и они готовы сопровождать Трускавец 10 лет в осуществлении стратегии.
Приоритетными задачами для Трускавца является развитие курорта и туризма, развитие инфраструктуры города. Очень важным направлением в стратегии города является энергоэффективность, поэтому Трускавец является подписантом европейской инициативы «Соглашение мэров». Согласно ей, города обязуются уменьшать выбросы СО2 к 2020 году на 20%, к 2030 — на 30%. Проведение этих мероприятий позволит снизить использование энергоресурсов, а сэкономленные средства от этого инвестировать в развитие культуры и образования. Важной задачей, над которым работают в городе есть поиск средств для реконструкции центрального парка Трускавца. Курортный парк — памятник садово-паркового искусства, площадью 57 га, особое место для каждого жителя, это сердце Трускавца. В городе понимают, что отдыхающего не удивишь номером в санатории или современным телевизором. Город стремится удивлять своей энергетикой, единением с природой и создавать комфортные места отдыха на свежем воздухе.
За реформы децентрализации, рано или поздно Трускавец будет объединен с общинами окрестных сел. Стратегия должна это учесть, ведь территориально площадь города увеличится, поэтому необходимости в развитии и этих территорий. Присоединение новых территорий открывает хорошие перспективы для эко-туризма.