Идею объединить Трускавец и польские города железнодорожным сообщением пропагандируют с 2016 года
На встрече министров инфраструктуры Украины и Польши Александра Кубракова и Анджея Адамчика, состоявшейся 22 октября в Варшаве, строительству железнодорожной ветки из Польши в Трускавец дали зеленый свет. Это великая победа, к которой Трускавец шел последние шесть лет.
Главной причиной, побудившей власти Трускавца к лоббированию улучшения транспортного сообщения с Польшей стала переориентация туристических потоков после начала российской агрессии на Востоке Украины (2014 год). Если в 2010-2015 годах количество отдыхающих из Польши составляло в Трускавце от 0,6 до 1,4 тыс. человек (данные планово-экономического отдела ТМР), то в 2016 году это количество выросло до 4,2 тыс. человек, в 2017 году составила 11,3 тыс. человек, а в 2018 – 20,3 тыс. человек. Пиковым стал докарантинный 2019 год, когда количество прибывших в Трускавец поляков на оздоровление пересекло отметку в 25 тыс. чел.
Вопросы прямого железнодорожного сообщения Трускавца с городами Польши Андрей Кульчинский поднимал на всех уровнях: во время участия в международных экономических форумах в Польше и Украине, во время встречи с министрами инфраструктуры Украины, руководителем «Укрзализныци», на встрече с Президентом Украины Владимиром Зеленским в сентябре 2019 года (Медицинский форум в гостинице «Миротель»), на других мероприятиях с участием влиятельных польских политиков (министров, депутатов и руководителей сейма и сената Республики Польша), в том числе с министром инфраструктуры Анджеем Адамчиком.
К счастью, Трускавец имел и имеет союзников по вопросу прямого железнодорожного сообщения с Польшей, в частности через восстановление ветви Нижанковичи-Мальховице. Это наши партнеры по приграничным украинским и польским регионам (локальные власти Самборского района, Старого Самбора, Перемышля, Санока, Жешова, Подкарпатского воеводства), а также действенные общественные организации, в частности ОО «Международный центр «Европейская интеграция Украины». Вопрос прямого железнодорожного сообщения Трускавца и польских городов постоянно поднимался на повестке дня различных официальных и неофициальных встреч, поэтому нынешнее решение министров двух стран – вполне логичное завершение этого процесса.
Пока рано говорить, когда же завершится реализация проекта железнодорожного сообщения Трускавца с польскими городами. Первым этапом проекта станет восстановление железнодорожного сообщения из Польши до железнодорожной станции Хырив (Самборский район). Ожидается, что это произойдет в ближайшей перспективе.
Это будет взаимовыгодный для интересов Украины и Польши проект, который оживит пограничное движение, разгрузит пункт пропуска «Медика-Шегини», будет способствовать экономическому развитию украино-польского приграничья.
Для Трускавца этот проект, кроме улучшения логистики и увеличения туристического потока из Польши, имеет и другие плюсы. Это возможность привлечения инвестиций из Польши для развития инвестиционного потенциала нашей общины, а также восстановление убежища для дельтапланеристов на горе Цюхив Дил в с. Орив Трускавецкой территориальной общины, существовавшей здесь в I половине ХХ ст. Эта главная ячейка дельтапланеризма в тогдашней Польше стала в свое время определяющей причиной продолжения железнодорожной ветви из Дрогобыча в Трускавец в 1909 г.