Сразу хочу отметить, ответа на вопрос поставленный в заголовке и далее по тексту нет
Не знаю ее, не только я, а не может знать никто. Это единственный вывод к которому привел проводимый сегодня круглый стол посвящен обсуждению объединения общин.
Инициатором его проведения выступила ассоциация городов Украины. Согласно принятому на ее съезде решению, до конца года, приглашенные ими эксперты должны посетить около тысячи городов Украины. Достаточно четко они преподают теоретическую часть процессов объединения, знакомят слушателей с бюджетными и законодательными нормами.
Реформа, инициированная на общегосударственном уровне, подавляющем большинстве населенных пунктов Украины дает довольно мало в самостоятельном выборе своего будущего. Обычно единственным критерием формирования объединенной территориальной громады (ОТГ) является географическое положение, которое крайне редко дает какие-то варианты выбора. Зато Трускавец, несмотря на общеизвестную неотвратимость процесса объединения имеет в этом вопросе возможность выбора. Одним из вариантов является объединение города только с двумя ближайшими населенными пунктами – Модрычи и Станыля. Другой – это образование, так называемого “большого Трускавца” с более отдаленными селами Доброгостов, Уличное и Оров.
Казалось бы, сегодняшний “круглый стол” мог расставить некие точки в заочных спорах между сторонниками разных вариантов – но в итоге возникает больше вопросов чем ответов. Большинство аргументов, с обеих сторон, выглядят в основном, как эмоции. Это, или красивые картинки из желанного прекрасного будущего, или же страшилки невероятными трудностями от непосильной ноши для Трускавца. И эмоции у всех довольно острые. Ведь в себе они прячут “большую” политику маленького города. В Трускавце политические перспективы местных деятелей достаточно четко просматриваются в контексте вероятного хода реформ, хотя наверное и в других городах Украины схожие тенденции. Например действующим городским головам населенных пунктов вокруг которых должно состояться объединение, расширение электорального поля наряду с его географическим дроблением, с очень большой вероятностью, обеспечивает успех на следующих выборах. А вот всем конкурентам – существенно уменьшает шансы на увеличение, не то что уровня поддержки, а даже уровня узнаваемости среди будущих избирателей. Здесь и возникают эмоции.
Так же четкие тенденции вырисовываются и в партийно-политической плоскости, анализируя результаты последних парламентских и местных выборов. Для примера, уровень поддержки политической партии Объединение “Самопомощь” в упомянутых селах меньше чем в Трускавце. У нас «Самопомощь» уверенно лидировала (на местных выборах около 16% поддержки на парламентских около 28%). С другой стороны команду городского головы Трускавца составляют представители политических партий, которые имеют меньший уровень поддержки среди горожан, по сравнению с рейтингами их партий в предлагаемых к объединению населенных пунктах. В 2015 ВО «Свобода», которую возглавляет в Трускавце заместитель городского головы, и ВО «Батькивщина», представителем которой является секретарь совета, получили примерно по 10% .
Конечно цифры которые я привожу известные всем, а особенно депутатам ТГС. И здесь наибольшее опасение вызывает то, что именно депутатам, согласно закону, необходимо принимать решение о создании объединенных территориальных общин. Вот и возникает вопрос – каким образом исключить “эмоциональную” и политическую составляющую. Конечно большинство депутатов, так же как и я будут неоднократно обсуждать тему объединения не только с коллегами однопартийцами но и с жителями округов, за которыми они закреплены, но с какой информацией идти к людям ? Какие аргументы, за или против, мы можем предоставить им на размышления? Откуда взять конкретные цифры, расчеты вероятной пользы для жителей Трускавца и объединенных деревень, при одном или другом варианте?
Потребность в разработке стратегии развития Трускавца, как курорта и как города в целом назрела давно. В современном мире это уже не просто модная тенденция – это серьезная научная работа на которой базируется работа успешных городов. В нашем случае, таких стратегий нужно наработать несколько, принимая во внимание исходные данные, которые нам дают разные варианты “ОТГ”. Я убеждена, только оперируя изученными перспективами, можно делать выбор будущего пути развития Трускавца и близлежащих населенных пунктов.
Как показала сегодняшняя встреча, основными спикерами и слушателями есть местные политические деятели. Конечно, их участие необходимо, однако важной функцией депутатов, прежде всего, именно изучение и анализ представленных на рассмотрение вариантов, а также коммуникация с жителями. От так главное к чему я хочу призвать коллег депутатов, и представителей власти Трускавца это максимальное устранение эмоционально-политической составляющей. На следующих этапах обсуждения очень нужно видеть и слышать как можно больше людей из среды предпринимателей, из числа практикующих экономистов, маркетологов и других местных профессионалов и экспертов, способных объединиться и разработать и представить необходимые для принятия решений аргументы. Без эмоций. Без политики. Без политиков.
Вера Сазонова