Отдыхающие в Трускавце и Сходнице: кто, откуда и сколько?
На улице лето. Разгар сезона. Но уже сейчас можно определить, почему курортники выбрали этого лета Трускавец и Сходницу.
Трускавец — город-курорт, в разгар сезона загружен на 90%. Традиционно полностью загружены гостинично-курортные комплексы «Карпаты», «Шахтер», «Молдова», «Жемчужина Прикарпатья», санаторий «Трускавец», и отель «365». Небольшие отели загружены более чем наполовину. В городе на отдыхе не более 13-14 тысяч человек, приехавших на 10-14 дней.
Больше всего отдыхающих из Украины — 50%. Они прибыли из Киева, Одессы, Днепра, Кропивницкого, Николаева, Херсона, Харькова, Сум и Винницы. Незначительное количество курортников из Запорожья. Процент туристов из Польши составил около 30%. Это больше чем в прошлом году. Поляки прибывают группами на 7-10 дней. Дислоцируются они в санаториях «Днепр», «Шахтер», «Женева», «Южный», ГКК «Карпаты». Единичные группы поляков, путешествующих самостоятельно, останавливаются в малых гостиницах (виллы и отели Трускавца). Руководители этих отелей очень рады польским туристам. В основном поляки интересуются лечебно-медицинской базой. Их привлекают низкие цены на отдых в Трускавце по сравнению с Европой.
Отельеры, рестораторы и менеджмент крупных санаториев хотят, чтобы доля польских курортников составляла 70% и тем самым компенсировало отсутствие отдыхающих из России и стран СНГ.
Среди иностранных отдыхающих в Трускавце есть гости из Молдовы, Азербайджана, Беларуси, Казахстана. В этом году появилось небольшое количество курортников из Израиля. Они дислоцируются в «Миротель» и «Грин-парке».
Однако летний сезон 2018 для Трускавца не является слишком удачным. Отсутствие эффективной маркетинговой политики дает о себе знать. Трускавец продолжает жить за счет былой славы. В городе есть ряд нерешенных хозяйственных проблем: закрытый верхний бювет, неудовлетворительное состояние помещения центрального бювета, куротного парка, зон отдыха и необустройство общественного пространства.
Главная проблема современного Трускавца — неэффективное управление городом. Так городские структуры курорта не могут приспособиться к изменениям на рынке.
Сходница — курортный поселок, который так же как и Трускавец не является де-юре курортом. Но курортники сюда едут за чистым горным воздухом, здесь свободный доступ к минеральным источникам и доступные цены на услуги.
Стоит признать, что все это работает лучше чем дорогой маркетинг. На середину августа Сходница заполнена на 100%. Поселок может принять более чем 2.5 тыс. человек. Здесь отдыхают и бедные и богатые. Неимущий отдыхающий может в частном секторе снять комнату за 100 гривен в сутки. Отдых для семьи из трех человек в небольших усадьбах составляет 400 гривен в сутки (с завтраком). А для отдыхающих с кошельком свои услуги предлагают ГКК «Ди Анна», «Три Сына и Дочка», «Респект», «Киевская Русь», «Тустань» и др. Отдых в сутки составляет от 900 до 3.000 грн.
Кто же выбирает Сходницу?
90% отдыхающих — украинцы. География городов откуда прибывают в Сходнице выглядит так: Запорожье, Кременчуг, Кривой Рог, Одесса, Николаев, Винница, Черкассы, Днепр, Сумы. 10% составляют иностранцы. Это туристы из Израиля, Литвы, России, Белоруссии и Молдовы. Появились небольшие группы польских туристов.
Сегодня в Сходнице активно развивается вело-туризм, пешие прогулки в горы. Надо отметить наличие информационных пилонов (указателей), на которых представлена доступная информация о расположении инфраструктурных объектов и источников.
Также Сходница довольно быстро модернизирует свою инфраструктуру, в частности, на улицах поселка появились станции для заправки электромобилей.
В этом году в поселке начал свою работу информационно-туристический центр. Это дало новый толчок в развитии маркетинговой политики. Но основной движущей силой в продвижении и развитии курорта является известное в народе «сарафанное радио». Люди, находясь у минеральных источников настолько верят в их чудодейственную силу, составляющих различные легенды и предания, а также передают эту воду в бутылках, как панацею, для своих родных и близких бандеролями.
И таким образом о силе схидницких источников знают во всех уголках Украины. «Кто познал вкус схидницких вод, то понял цену своего здоровья» — говорят отдыхающие. И здесь Трускавцу стоит учесть опыт Сходницы в продвижении своего продукта.
Трускавец и Сходница имеют много общего: общее расположение, общий рынок труда, схожие проблемы и достижения. Однако, Трускавец и Сходница — разные курорты. Если Трускавец — это бальнеологический курорт, то Сходница имеет больше признаков климатического курорта, где имеются источники с минеральными водами.
Среди них железистые воды, содовые воды, и источники типа «Нафтуся», которые еще толком не исследованы. В Трускавце же имеется живая вода «Нафтуся» аналогов которой нет нигде в мире, а также воды «Мария», «София» и «Бронислава», отсутствуют в Сходнице. Поэтому конкуренция между двумя курортами невозможна.
Есть борьба за отдыхающего, туриста. В этом противостоянии Трускавец, к сожалению, в этом сезоне проигрывает.