«Чумачечий» Трускавец. В чем фишка Трускавца? Что может заставить человека сорваться с насиженного места и ехать за сотни километров именно к нам, в Трускавец?
Думает ли кто-то как привлечь конкретных ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ отдыхающих и чем именно? Хорошо то, что турфирмы вывозят отдыхающих из города, и плохо, что у нас пропорция гостей резко изменилась в пользу поляков?
Об этом и другом — скромные размышления человека, который является не последней в продвижении курорта Трускавец.
Первое
«Нафтуся». Есть очень много источников, в которых воды типа «Нафтуся». Не только в Сходнице. Такие воды типа «Нафтуся» есть в селе Довгэ на Дрогобиччине, в селе Корчин Сколевского района, в ряде других населенных пунктах. Отличаются они от трускавецкой «Нафтуся» не только несколько иным вкусом, запахом, интенсивностью и насыщенностью определенными элементами, но и тем, что абсолютно не исследованы. То есть, выпивая такую воду типа «Нафтуся», мы можем ослепнуть, умереть, повредить себе или вылечить какую-то болезнь — этого точно никто вам не скажет. Принимая же настоящую трускавецкую «Нафтуся», мы знаем чего от нее ожидать. Более того, четко прописаны нормы потребления «Нафтуся», сочетание ее с другими трускавецкими целебными водами, сочетание процедур, общекурортные лечебные факторы, мощная лечебно-диагностическая база, высококвалифицированные специалисты в здравницах Трускавца. Все эти компоненты в совокупности могут заставить больного, у которого проблемы с почками, мочевым пузырем, простатой, сахарным диабетом или рядом других заболеваний, ехать в Трускавец, не только из самых отдаленных уголков Украины, но и из Азербайджана, Узбекистана, Литвы, Польши, Германии, США, Израиля.
Второе
Курорт — это не туризм. Попытки отдельных местечковых деятелей осуществить подмену понятий и представить Трускавец «туристическим городом» — это преступление. Трускавец — старейший в Украине, самый известный бальнеологический курорт, курортная столица Украины. Сюда едут лечиться, отдыхать, но отнюдь не с целью туристических впечатлений. Скажем правду — или кто-то приедет в маленький, ограниченный территорией и человеческим ресурсом двадцатитысячный городок, чтобы посмотреть на статую Христа или памятник Патриарху? Кто-то специально поедет, чтобы осмотреть пару вилл в закопянськом стиле или сфотографироваться на фоне костела или в парке «Подгорье» санатория «Карпаты»? Нет! Потому что это — дополнительные аттракции для тех, кто едет сюда на лечение. На лечение !!!
Третье
Сегменты. В Трускавце нужно поощрять развивать сегменты рынка, которые привлекут дополнительного клиента. Самые яркие примеры — клиника восстановительного лечения профессора Козявкина и дельфинарий «Оскар». Они нашли СВОЕГО клиента. Того, который едет лечить больную ДЦП ребенка или за неповторимыми впечатлениями от шоу с дельфинами и морскими котиками. Они не конкурируют с другими учреждениями Трускавца, а способствуют им, потому что клиенты клиники Козявкина и дельфинария «Оскар» часто останавливаются в гостиницах или в частном секторе Трускавца, покупают что-то в магазинах или на рынке, обедают в кафе или ресторанах, оставляют свои средства в различных заведениях Трускавца. Чем больше «нишевых» заведений будет открываться в Трускавце, тем больше это будет работать на весь Трускавец.
Четвертое
В Трускавце в течении двух недель может быть скучновато. Нет, это не упрек ни отделу культуры, ни управлению города, ни городской власти в целом, ни соответствующим подразделениям санаториев. Но факт остается фактом — люди едут в Трускавец на лечение на 10-14 дней, а то и больше, и за это время Трускавец обойдут вдоль и поперек. Они, конечно, могут самостоятельно поехать в Борислав в церковь св. Анны или выбраться на экскурсию в Дрогобыч или Сходницу, но вряд ли самостоятельно примут решение поехать во Львов, в Закарпатье по интересным местам Львовщины и Ивано-Франковской области. Туроператоры, работающие в Трускавце и «вывозят» отдыхающих на полдня или день из города, делают хорошее дело, так как украшают их отдых. Тем более, когда «вывоз» происходит в воскресенье, когда и так в санаториях полноценные услуги по лечению не предоставляются. Все равно после обеда или вечером эти же отдыхающие вернутся в Трускавец и здесь переночуют. Деньги за ночлег, ужин, завтрак, как и средства за поездку в профицит турфирм — это деньги для Трускавца. Мы не можем «выдоить» отдыхающего до последней копейки, зато мы можем создать ему условия, когда бы ему хотелось потратить деньги самому. Вряд ли дважды за две недели отдыхающий захочет пойти в один и тот же музей. Если клиента «не выпускать» за пределы Трускавца, то его отдых будет нищим. Пусть поедет и посмотрит замок Паланок или музеи Львова, но в его памяти эти впечатления все равно будут ассоциироваться с лечением в Трускавце. Ведь именно с нашего города, а не из родного дома, он выезжал в ряд прекрасных туров.
Пятое
Трускавцу нужен богатый клиент. Чем богаче и щедрее, тем лучше. В свое время автор этих строк немало приложил к тому, чтобы количество поляков, которые будут ездить лечиться в Трускавец, росло. Мы добились своего, и сейчас польская речь звучит в Трускавце везде. Но этот клиент не самый богатый и не очень щедрый. Поляки умеют считать деньги и не покупаются на «разводняк», который действует на людей совкового мышления — типа «купите эту процедуру, и будете полностью здоровы». Мусор в яркой упаковке они не покупают. Так может стоит перестать производить этот мусор и предлагать что-то новое? Ресторан с польской кухней? Хорошую культурную программу с участием известных польских звезд (там нет народных и заслуженных артистов, кстати), а не «музыку Людову» или доморощенный шансон? Это все вопросы к рефлексии …
Шестое
В Трускавце уменьшилось количество азербайджанцев, а те, которые едут — это не состоятельные крутые бакинцы, а провинциалы, которые уже и русский язык не так хорошо понимают. Кто-то работает над этим вызовом? Или кто-то анализировал причину этого явления? Причин, конечно, несколько, а одна из них — пожилые отдыхающей не заменят молодых горячих украинок или блондинок другой национальности. Недавно имел возможность общаться с известным азербайджанским блогером Азером Реджебли, тонко намекнул, что азербайджанцы как настоящие гордые люди Кавказа (Кавказ — это для нас тоже восточная ментальность!) не хотят чувствовать себя гостями второй категории и очень чутко реагируют на фальш или проявления негостеприимности. А негостеприимность может быть наша вечно надутая морда, отсутствие улыбки или недостаток внимания/уважения как и попытки обмануть в вопросах цена/качество и т.д. Думаем над этим!
Седьмое
Слово «Чумачечий» здесь не случайно. Успех песни «Чумачечая весна» Потапа и Насти Каменских показал, что люди любят нечто вроде и понятное, а в то же время и необычное. Достаточно было взять слово «сумасшедший» и озвучить его несколько по-другому, как песня стала хитом. Трускавец тоже должно быть немного «Чумачечий», то есть не слишком прогнозируемым, таинственным, интересным, наконец, каждый раз новым. Имея возможность периодически знакомиться с отзывами отдыхающих (живое общение, письменные отзывы, комментарии в соцсетях и интернете в целом, по телефону и т.д.), замечаю, что элемент новизны всегда находит отклик в их сердцах. Те, кто приехал к нам впервые, всегда восхищаются тем, как хорошо отдыхать в «Карпатах», какая здесь замечательная лечебная и диагностическая база, шикарная кухня, какой ассортимент, какая прекрасная территория. Те же, кто приезжает не в первой, обращают внимание, на то или иное нововведение (тренажеры в парке «Подгорье», новый холл с лобби-рецепцией, новые виды процедур и т.п.). Конечно, для Трускавца новыми достопримечательностями станут и статуя Христа, и обновленный курортный парк (надеемся, это будет быстро и безболезненно), и купальное озеро, если его когда-то откроют на базе нынешнего питьевого. Трускавец должен быть крутым, «Чумачечим», потому что в нынешнем мире надо крутиться не только, чтобы жить, но и чтобы выжить.
В завершение стоит отметить, что вышеупомянутые размышления идут не столько для обсуждения на панелях «стратегии развития города» (к сожалению, через суд в очередной раз не приму участие в дебатах 22 августа), как для толчка к выводам городской власти и руководителей крупных санаторно-курортных учреждений . Фишек, которые бы позволили гостю сказать «Вау !!! Чумачечий Трускавец », может быть действительно много, но они просто так не появляются. Достаточно одного человека по персоналу, который владел бы в совершенстве немецким, турецким или испанским языком . Достаточно при выезде гостю подарить качественную футболку с логотипом санатория — чем не фишка? Достаточно в какой-то праздник в центре Трускавца провести беспроигрышную лотерею, потратив на это определенную сумму из городского бюджета — и это оставит впечатление явно лучше, чем созерцание недобитых машин, которые ревут и поднимают пыль в центре курорта на католическую Пасху.
Фишка «Нафтуся» для Трускавца — это хорошо, это прекрасно. Но еще лучшим было бы такое количество фишек, которые гостю захочется прямо таки коллекционировать. И тогда его не надо будет убеждать через рекламу на телевидении или в интернете, чтобы он поднимал задницу с дивана и ехал к нам. Он захочет поехать сам, поверьте …
Владимир Ключак