Курорты западной Украины

Валерий Шкориненко: «На качественное искусство и на таланты всегда будет спрос»

Недавно, в рамках зарубежного турне, в нашем городе состоялось выступление легендарного коллектива, Национального заслуженного академического украинского народного хора Украины имени Григория Веревки

Обойти вниманием такое неординарное событие было просто не возможно, вот я и воспользовалась случаем: незадолго до выступления встретилась с главным балетмейстером, заслуженным деятелем искусств Украины Валерием Шкориненко. И не зря. В ходе беседы узнала немало интересного, в том числе о жизни известного коллектива, о том, как изменилось мировоззрение и вкусы зрителя за последние десятилетия, а также о судьбе народного искусства в нынешних реалиях. Оказывается, в коллективе существует даже определенная традиция: уже почти 10 лет подряд он начинает свои зарубежные вояжи из Трускавца. И каждый раз артисты радуются теплым приемом Дворца культуры им. Т. Шевченко и выражают искреннюю благодарность персоналу и руководителю, Заслуженному работнику культуры Украины Михаилу Киселичнику, за их большой труд и профессионализм.

Сразу после завершения поездки в Польшу с зрелищной программой «Песни и танцы народов мира» коллектив ожидает турне по Украине, а это – 11 концертов в разных городах страны, в том числе на Луганщине и Донетчине. Но господин Валерий с грустью признается, что когда-то таких поездок и гастролей было в десятки раз больше и они были более продолжительными во времени. Поэтому сразу в начале разговора возник логичный вопрос, каким было то «когда» у известного хора? Что изменилось с того времени?

Руководитель охотно рассказал о том, что около десятка лет назад известный далеко за пределами нашей страны коллектив пережил длительный кризис жанра. Произошло это не одновременно, происходило постепенно. Да и причин для нее было более чем достаточно. С одной стороны сказалась отсутствие распространенного в советские времена формата работы коллективов через государственные промоутерские конторы типа госконцерт, которые планово обеспечивали такие коллективы работой. Ба, даже после распада Союза память о именитом хоре годами давала возможность гастролировать и получать выгоду и удовольствие. Благодарная публика узнавала и воспринимала «на ура» украинскую народную песню. Однако в начале 2000-ых ситуация изменилась: длительное отсутствие зарубежных гастролей вызвала потерю наработанных связей. А местному зрителю стало не до концертов. Настало такое время, когда на концерты мастеров народного танца и песни приходило все меньше зрителей. Именно тогда пришло понимание: нужно искать новый подход к сердцу зрителя. И при всем этом коллектив должен сохранить свою сущность. Не отойти от своей основы – народной аутентики.

В поисках новых путей решили делать шоу: поставили ударение на балет, но при этом с сохранением классической триединства вокала, хореографии и оркестра. Господин Валерий объясняет: «Это не было слишком сложной задачей для коллектива, потому что эти вещи всегда были присущи украинской культуре. Кроме того, в течение длительного существования хора, у нас появился весомый опыт, много наработок и само собой – немалый багаж знаний, который сейчас пригодился нам. В многочисленных зарубежных турне мы постоянно учились, перенимали опыт других культур мира. Мы изучали новые элементы, танцевальные номера, особенности вокала того или иного народа. Теперь весь этот собранный когда-то материал мы объединили в одну программу. Дали ей название «Песни и танцы народов мира».

Эта программа особенная: она звучит на разных языках, поражает творческим богатством культур разных народов мира. В ней есть все для искушенного зрителя: яркие костюмы, великолепная хореография, душевная песня, виртуозный музыкальное сопровождение оркестра. И вся эта смена антуража, номеров, костюмов не дает возможности зрителю ни на минуту отвлечься от действа на сцене. «У нас есть и другие форматы выступлений, которые объединяют в себе отдельные хоровые концертные номера, или только хореографические. Свою отдельную программу оркестр», – рассказывает Валерий Шкориненко.

Для поездок или турне художественные руководители всегда старались объединить самые яркие хореографические, вокальные и инструментальные выступления, заботясь о том, чтобы зритель по — максимуму мог насладиться талантами мастеров. Конечно, признается балетмейстер, такие поездки несколько ограничивают творческие возможности коллектива, потому что обычно в турне ездит лишь часть исполнителей и несколько человек обслуживающего персонала. Однако их, этих поездок очень мало.

«Хотя финансирование всегда было мизерным, но раньше мы находили возможность оставаться, как говорится, в тренде. Мы научились выживать в тех условиях, которые диктовало время, научились шить себе костюмы, искать возможность для рекламы и продвижения. Заграницей такие вещи уже давно финансируются меценатами. У нас, к сожалению, меценатство еще не практикуется. А, поэтому, сегодня мы и дальше ищем пути для развития, подстраиваемся под современные реалии, ищем в себе новые ресурсы и возможности, чтобы стать еще более интересными и популярными. Для примера, когда мы имели лишь несколько хореографических номеров, теперь – имеем возможность выступать отдельной программе только с одним балетом. Мы делаем спектакли, выступаем в режиме «хор-балет», практикуем тематические постановки, в которых принимает участие и хор, и балет, и оркестр. Но опять же, основой нашего творчества всегда остается народное творчество и фольклор», – уверяет главный балетмейстер.
Интересуемся также, изменилось за последние десятилетия восприятие иностранцами нашей украинской культуры. Как сегодня отношение в мире к Украине?

«Изменилось не отношение к нам, а отношение к культуре, как таковой, – уверен балетмейстер. – Финансовый кризис коснулся разных стран, и экономить люди начали именно на искусстве. Были времена, когда мы выезжали за границу на многомесячные масштабные туры, теперь это длится лишь несколько дней, максимум – неделю. Хор Вирского в этом отношении находится в более выгодной ситуации, потому что руководители сохранили старые связи и наработки. А относительно восприятия нашей культуры и песни, то ситуация не изменилась. Украинская песня всегда была популярна за рубежом. Мы всегда поражали нашего зрителя ярким костюмом, непревзойденной хореографией, душевной песней. Нас и прежде, и теперь воспринимали и воспринимают хорошо. Иногда бывает, встречают с опаской, однако затем аудитория «открывается», появляются улыбки, искренние аплодисменты».

В Украине коллектив Григория Веревки узнают и активно посещают концерты представители среднего и старшего поколения. Это было заметно во время концерта в ДК им. Т. Шевченко, это именно тот зритель, который хорошо помнит и уважает народное творчество, украинскую песню. И, несмотря на это, в Украине появляется немало новых народных хоровых коллективов. Сейчас есть немало сильных хоров, которые, по словам господина Валерия, конкурируют на уровне с известными и заслуженными. И, к счастью, это именно тот вид конкуренции, который стимулирует качество. Действительно в такой среде все решает лишь уровень мастерства и талант, ведь народный фольклорный коллектив имеет свои особенности – он не может быть низкопробным или искусственным. А еще он имеет требовательного зрителя, который не терпит фонограмм или «халтуры». «В нашем коллективе со дня его существования и до сегодня на эти вещи – строгое табу. Так учили меня. И так я учу своих учеников: всегда и при разных обстоятельствах «выкладываться по полной». Никакой «халтуры» танца «в пол ноги»! Даже когда в зале сидит трое зрителей! Потому, что эти трое зрителей для нас так же важны, как и триста, или три тысячи. Потому что именно они расскажут другим, а те еще другим, о том, что хор Григория Веревки – это качественно, это зрелищно и профессионально. И все те, кто в этом убедится, приведут других. На качественное искусство и на таланты всегда будет спрос», – убеждает главный балетмейстер.
Конечно это аксиома, которую не надо опровергать. Другое дело, что настоящих ценителей качественного искусства всегда было меньшинство. Конкурировать в таких условиях сложно, хотя и возможно. И универсальный рецепт для этого уже есть. Валерий Александрович объясняет: выйти на новый уровень, получить большую популярность славный хор может и без вмешательства государства или каких-либо значительных финансовых вливаний, хотя и это бы не помешало. Все, что нужно – качественное продюсирование и реклама. Нам крайне необходимо восстановить старые и давно забытые практики обмена коллективами. Когда такие обмены практиковались на межобластном и международном уровнях. Поэтому возможно и сегодня пришло время вернуться к забытым идеям», – делится мыслями Валерий Шкориненко.

А еще он уверен, что все прошлые и нынешние достижения коллектива – это тяжелый титанический труд, умноженный на яркие таланты легендарного и неповторимого народного хора Украины имени Григория Веревки.

Справка.

Хоровой коллектив основан 11 сентября 1943 года в Харькове. От 1944-го года коллектив базируется в Киеве. Организатором и первым руководителем коллектива был Григорий Веревка.

В 1965 году хору присвоено имя его основателя. В 1965 году коллектив возглавил Анатолий Авдиевский.

С 1965 года хору присвоено звание заслуженный, с 1974 академический, в 1997-м получил статус национального.

В первый состав хора вошли 134 исполнители: 84 хористы, 34 артисты оркестра, 16 артистов балета.

По состоянию на 2016 год в коллективе более 150 человек – это крупнейший украинский профессиональный хор. Он имеет три группы: хоровую, оркестровую и хореографическую, где на ведущих ролях народные и заслуженные артисты Украины, заслуженные деятели искусств Украины.

Хор Веревки гастролировал в Мексике, Канаде, Франции, Швейцарии, России, Беларуси, Польши, Германии и ряде других стран мира, он традиционно является участником крупных государственных мероприятий.

Галина Носова